Туристический клуб МТУСИ

Это можно назвать отчетом похода по Южной Шуе. Его провела группа из Москвы в составе 12 человек.

От автора.

К сожалению, когда я написал первую треть данного опуса, стало ясно, что претендовать на полноценный (и даже неполноценный) отчет он не может. Так что, данное произведение стоит рассматривать как художественное, относясь с пониманием к профессионализму писателя. Все события взяты из реальной жизни, но рассматриваются глазами только одного человека. Может позже добавятся еще чьи-нибудь глаза*. Так что, все это было так, как я это увидел…. Кроме того, в связи с тяжелой болезнью по имени склероз, многие интересные события были упущены, а посему с удовольствием готов принять все исправления и добавления.

Участники:
  1. Егерь (это такая надувная лодка)
    Стас – капитан он же адмирал Ира – матрос она же завхоз, она же держатель кассы
  2. Скаут (это тоже надувная лодка)
    Леха – капитан
    Галя – матрос, по совместительству жена капитана.
  3. Таймень 2 (кто не знает - это Байдарка)
    Саша – капитан
    Аня – матрос
    Дима – юнга
  4. RZ-85 (это тоже байдарка, только немецкая, правда с железным каркасом)
    Марина – капитан
    Дима – матрос
  5. Каяк стеклопластиковый самодельный
    Серега – капитан каяка (IQ>127)
  6. Каяк полиэтиленовый типа Rainbow Vector
    Ксения – матрос каяка (по совместительству капитан)
  7. Каяк полиэтиленовый типа Prijon Rockit
    Леха – это я, который все это написал

Если вам скажут, что Южная Шуя простая река – не верьте*
Все лоции по Южной Шуе неправильные*

Начало.

Веселье началось еще на вокзале. За двадцать минут до отправления поезда у вагона стояло всего лишь пятеро из двенадцати. Где искать остальных не знал никто. Несколько приятных минут полной неизвестности и бессилья, но катастрофы не произошло – народ начал подтягиваться. Вихрем к нам подлетела девушка, оставила рюкзак и каяк, и так же быстро улетела. Кто мог подумать, что это были последние участники нашей команды. Поскольку мы не могли бросить, вроде бы уже свои вещи, на пероне пришлось экстренно запихивать полиэтиленовый каяк в вагон. Удовольствие еще то! Отодвинув проводника плечом, сделав морду чемоданом, положили лодку в тамбур и с криками «Как только поедем, все уберем» удалились. Кто же знал, что лодка, длиной 2,95 в плацкат через тамбур не влезает. Мы смогли в этом убедиться в течение получаса. Под недовольными взглядами проводников мы вертели каяк и так и эдак, но он, зараза, никак не хотел влезать туда, куда Нам было надо. Когда были опробованы все положения, а результат остался неизменным, стали искать другие пути. На свет родилась идея, подкупающая своей оригинальностью. За пять минут до прибытия в Тверь все стояли по местам и были готовы к воплощению грандиозного плана. За 3 минуты надо было донести лодку до последнего вагона. Как только открыли дверь, я побежал, держа в руке переднюю ручку каяка. Сзади кто-то держал заднюю ручку. Положив каяк на верхнюю полку, мы, с чувством выполненного долга, вернулись к занятиям, которым предаются все туристы в поездах.

Заброска.

Петрозаводск встретил нас жарой. Приехали как будто на юг. Хотелось забиться в тень и не высовываться, но… Легкий обед из трех блюд только добавляет нам сил и терпения, и, мы, расположившись в тени вокзала, ожидали прибытия нашего транспорта. Г-н Лоскутов оказался на высоте. Точно в назначенное время мы нашли нужный Форд-Транзит на стоянке возле вокзала. Погрузка. И вот мы опять едем. Ни с чем не сравнимое чувство дороги. Через три (или около того) часа, посетив по дороге несколько магазинов, мы добрались до Суоярви, и даже проехали чуть дальше. Сбросили вещи в придорожную пыль и ощутили себя по-настоящему счастливыми. Наконец-то мы доехали. Мы на маршруте!

Первая ночь.

Кто сказал, что белые ночи – это круто? Зачем народ толпами валит в Питер созерцать это событие? «Я тебе, голуба, говорю как краевед»* - ужас, да и только! Может где-то это и круто, но вот в палатке лежишь, ворочаешься с боку на бок, и думаешь «наверное, пора вставать, проспали полдня уже», а глянешь на часы - там пол первого ночи. Кошмар! И так почти весь поход. К концу, правда, привыкаешь, но удовольствие ниже среднего.

Ура!! Первый ходовой день.

Стапель окончен, погрузка тоже. Выяснилось, что Скаут – это «лодка для перевозки большого количества жратвы», и других разных сопутствующих вещей. Вышли, как и положено, около полудня. Хорошо-то как. Вода теплая, солнце светит, вода на камнях играет. Благодать, да и только. *** Вот именно здесь склероз и начался *** День выдался очень насыщенным. Прям перед обедом ребята на RZ положили свое судно при выходе из порога. Там был такой красивый пенный котел, по краю которого они решили пройти. Им почти удалось, но в последний момент лодка развернулась лагом (странно, почему она так нехорошо поступила*) и перевернулась. Но бравые туристы не растерялись. Выпрыгнув из байдарки, они быстренько поставили ее на ровный киль, и так же быстро причалили к берегу, где не спеша стали отчерпывать воду, выжимать спальники и продукты.
К ужину дошли до порога (кажется Медвежий), где, на радостях, устроили покатушки. Вообще первый день сплава, но такое ощущение, что на маршрут уже дней десять.

День второй.

Подъем. Каша – любимый завтрак туриста. Сборы. Каякеры показывают чудеса ловкости, собираясь раньше всех. У Стаса обнаружилось немереное количество вещей. Точнее не у него, а у его матроса, что нисколечко не добавляло адмиралу скорости при сборах. Но, как известно, начальство не опаздывает, оно задерживается. День прошел без приключений. На ночевку встали на красивом берегу, в сосняке. Ужин и ночные разговоры очень благоприятно сказываются на моральном климате в группе. Выяснились (совершенно случайно) общие знакомые, причем очень близкие. Да уж, мир тесен, но как подсказывают более опытные туристы – прослойка узкая.

День третий.

Была обычная суббота, обычного месяца июля не совсем обычного 2000 года. Утро выдалось солнечное, а завтрак очень вкусным. Экипаж Скаута совершил подвиг, подтвердив репутацию великого и могучего. Тюлений старт с полной загрузкой – это все не просто так. И ничего не предвещало беды, но, как известно, если тебе очень хорошо, то скоро станет очень плохо. На одной простенькой шивере, один не очень умный каякер, узрев впереди гладкую воду, решил блеснуть мастерством и зашел за камень. Но когда он начал оттуда выходить, мастерство покинуло бедного падлера, и он поплыл, сверкая днищем каяка. Все бы ничего, но какие-то гады накидали в этой шивере камней. И как назло, в самом ненужном месте. Каково же было мое удивление, когда, буквально за три секунды до завершения эскимосского переворота, я почувствовал, как что-то ударило меня больно в глаз. Мысли сразу куда-то ушли, и, ничего лучше не придумав, я решил закончить начатое (то бишь эскимосский переворот). На воздухе вернулись мысли, а вместе с ними ощущение небольших проблем, которые медленно перерастали в большие. Кровь заливала правый глаз, в голове шумело, а весло само несло меня к берегу. Как потом рассказывали, зрелище было не для слабонервных. Казалось, что разбито все лицо, но, слава Богу, рассекло лишь бровь (правда не слабо). Заклеив рану, накормив меня таблетками, решили двигать к мосту и ехать в больницу.
Накладывание швов – это не самое приятное занятие. Пока меня штопали, Стас общался с симпатичными медсестрами (вот нахал, вместо того, что бы бдеть). Покончив с неприятным мы перешли к более приятным занятиям – поискам магазина. Потратив полчаса, напугав пол города «легенсами» и подбитым глазом мы стали счастливыми обладателями полутора килограммов пряников, бутылки «Клюковки».
Далее наш путь лежал в сторону лагеря. Но кто знал, что жизнь преподнесет нам еще один сюрприз. Обстановка на трассе Суоярви-Петрозаводск не многим отличается от обстановки на Минском шоссе глубокой ночью: «В такси на содют»*. На протяжении пяти часов мы топтали карельский асфальт, и все наши попытки поймать попутку не увенчались успехом. Насквозь промокнув (дождик шел практически не переставая) и сбив все ноги, мы, протопав двадцать километров, наконец вернулись к мосту. Каково же было наше удивление, когда вместо горячо любимой группы мы обнаружили записку примерно следующего содержания: «Мы ушли вниз по реке (максиму 45 минут сплава) искать стоянку. Идите вдоль любого берега…». Воображение сразу услужливо нарисовало, как мы еще час продираемся через лес, наша группа оказалась в десяти минутах ходьбы по ровной проселочной дороге. Долгожданная встреча и ужин со всеми атрибутами были достойным завершением эпопеи.

День четвертый.

Глаз видел плохо, но дежурные так приятно гремели котлами, что сидеть в палатке сил не осталось. Солнце было, как всегда высока, завтрак готов, а впереди ждала страшная река Шуя. Расчетное время выхода – полдень. Мы были верны себе. К обеду дошлепали до порога (не помню названия). Красив – ничего не скажешь, и народ устроил покатушки. Первым шел Стас, и все замерли в ожидании. Адмирал не подвел. Первый вал его приостановил, а на втором лодку подбросило. Ира, решив, что самосплав намного интересней проворно спрыгнула в воду (или она не любит качки?). Но далеко уплыть она не смогла, потому что промахнулась мимо основной струи, и, уже через двадцать метров, она залезала с берега обратно в судно.
Каякеры браво плюхались в самый центр вместе с байдарками. Качество порога и количество ощущений можно был узнать по Ксюхиным глазам на выходе – чем больше, тем лучше!
Леха с Серегой, предварительно выбросив все вещи, зашли на Скауте в центральную бочку лагом и без скорости, и тут же развенчали миф и том, что эту лодку перевернуть невозможно. Очень даже можно!
Приняли решение в этот день дойти до страшного порога «Кеняйкоски». Глянув в лоцию и узрев всего лишь 6 километровый плес, мы рванули вперед. Когда надежда начала умирать, появилась долгожданная плотина. Обнос не занял много времени.. При отплытии Ксюха ошиблась при выходе на струю. Переворот, отстрел и все это сопровождалось громким криком. Ее не унесло далеко. Через десять метров она, вместе с лодкой, выскочила на камни, и, не переставая шуметь, ждала, когда ее помогут. Спасработы заняли около десяти минут.
Через пару километров наше внимание привлекла табличка, висевшая на берегу. Это оказалась та знаменитая табличка перед страшным порогом четвертой категории сложности. Пока читали, сколько людей погибло на этом пороге, выяснилось, что Саша с Аней уже пошли вперед. Пришлось идти все. В результате, пройдя входную шиверу, мы зачалились в двадцати метрах от основной ступени. Стас после обеда пошел ловить рыбу. Надо сказать, что занимался он этим каждый день (в смысле ловлей), но результат был нулевой. В этот раз он таки добился понимания у рыбы, и вернулся в лагерь с уловом, общий вес которого тянул грамм на 100*.

День шестой.

С точки зрения поиска приключений день выдался не очень удачным. До обеда прошли несколько порогов. Обедали на «Кумио». После обеда решили идти до озер, а там действовать по обстановке. Где-то в середине многочасового плеса было решено послать гонцов в магазин. Для этого были выбраны две байдарки, как наиболее быстроходные суда. В результате, закупив в магазине пива, и немного другой еды мы двинулись дальше. Поужинав на входе в озеро, приняли решение устроить ночной переход, что впоследствии и осуществляли на протяжении трех или четырех часов.

День седьмой.

Впереди нас ждало еще одно озеро. Его мы прошли за день.

День восьмой.

Выходили с последнего озера под проливным дождем. Интересного, в плане воды, ничего не было. Восьмикилометровая шивера, обозначенная в лоции, превратилась в маленькие перекатики из-за большой воды. В результате к обеду мы вышли к дер. Киндасово. Вторая половина дня прошла на плесах. Только к вечеру мы добрались до сколько-нибудь интересных мест. Взяв с хода два несложных порога, мы встали на ночевку, как в последствии выяснилось, в сорока минутах от деревни Матросы.

День девятый.

Это был заключительный день сплава. Солнце ярко светило, а полоумные туристы грузили дрова на свои суда. Кто-то пустил слух, что в Матросах дров может не быть и, поэтому, мы устроили знатный лесоповал. Через двадцать минут после отплытия показалась шивера, очень интересная в плане сплава. Серега, как всегда выкаячивался, и, именно здесь его постигла участь, достойная любого выпендривающегося каякера. Он полег и не сумев встать отстрелился. Спасработы с помощью Егеря выглядели очень забавно, и больше походили на добивание раненого бойца. После долги и тщетных попыток Серега все-таки занял свое рабочее место и мы продолжили сплав.
Как оказалось, порог Большой Толли находился за соседним поворотом. Саша с Аней как всегда были впереди всех на белом коне. Выйдя на берег, я увидел лежащую на берегу байдарку, и решил, что они уже разгрузились. Но, присмотревшись, понял, что это не наша байдарка. Тут до меня доходит суть происходящего на берегу. Оказывается, ребята уже прошли порог и успешно кильнулись на выходе. Это известие было встречено восторгом у всей групп, так как не осталось ни одного экипажа, который не перевернулся бы в боевых условиях. Секундное раздумье, и народ начал проходить порог на груженых судах.
После этого, поставив лагерь, начались покатушки. Прохождение порога на Егере и Скауте. По десять человек на лодку, по пять человек на лодку, лагом, кормой и самостплавом. Прохождение на байдарках. Прохождение на байдарках с оверкилем. И еще много разных способов. Стас, вылезая на берег выдавал: «Я хоче иметь это еще много-много раз», и залезал обратно в воду.
После обеда каякеры полезли колбаситься, чем и занимались до ужина. Ксюха отрабатывала эскимосский переворот рычагом, и, в конце дня у нее встало! Ужин был праздничным. Напиток «Шуйские пороги», приготовленный по случаю окончания маршрута всем поднял настроение до неимоверных высот. Так же способствовала улучшению самочувствия прогулка по лесу в двенадцать часов ночи, в поисках наших «блудных» согрупниц, которые ушли «собирать чернику», и до сих пор не вернулись. Они были найдены в десяти минутах от лагеря. Сидели на пеньке и мирно разговаривали.

День десятый.

Это день можно назвать одним словом – КОЛБАСЕВО!
Колбасились все. Особенно приехавшие прошлым вечером ребята из Питера, и вставшие на противоположном берегу. Когда нам надоедало смотреть на них, мы сами лезли в воду, и показывали мастерство высшего пилотажа, благо погода к этому располагала. После обеда были посланы гонцы в магазин. Они великолепно справились с поставленной задачей и нас заколбасило еще больше.
ПИВО «КАЯКЕР» – ПОЧУВСТВУЙ КАК ТЕБЯ КоЛбАсИт!!!
Серега с Ксюхой пошли пешком на последнюю шиверу, что бы «набить ей морду». Шивера сдалась после первых пяти минут. Мы с Лехой и Стас с Ирой обкатывали большую бочку на надувашках. В результате Ирка отомстила своему капитану, и выбросила его с лодки в самом центре бочки. Мы с Лехой пытались зайти в бочка лагом и у нас чуть-чуть получалось. Ужин был опять-таки праздничным. «Шуйские пороги» и закуска обеспечили хорошее настроение группе. Пение под гитару и много разных разговоров. Вообщем жили, как нормальные туристы. Часть особо горячих людей легла спать под тентом.

Выброска.

Утренний подъем завтрак и сборы. Мы сегодня уезжаем. Погода почему-то испортилось. Вместо вчерашних 30 градусов в тени, сегодня было прохладно, и накрапывал дождик. Переправившись на другой берег занялись просушкой судов. Каякеры, которым сушить было нечего, полезли в воду. После обеда отправились встречать машину. Очень захватывающее занятие, если правильно к нему подойти. За два часа до отхода поезда мы сидели на дороге, машину не было, и что делать никто не знал. Местные машины нас везти отказались. Сорок минут полной неизвестности. Потеряно немеряно нервных клеток. И только когда народ пошел с вещами на дорогу, показался наш Форд-Транзит. Быстро доехав до лагеря, мы покидали вещи в прицеп, и двинулись подбирать остальных. По дороге потеряли один каяк, оказался плохо привязанным. Но вскоре все снаряжение лежало в прицепе, группа сидела в салоне, а водитель рулил в сторону Петрозаводска. На вокзале, забросив лодки в багаж, мы погрузились в поезд. Ксюха с нами не возвращалась, а ехала смотреть Кижи, так что у нас даже были провожающие. В поезде была длинная ночь, с входами на каждой остановке, походами в буфет и еще чего много разного.
В 8.50 на ленинградском вокзале наш поход официально закончился, но воспоминания о нем буду жить еще очень долго!

На главную страницу
О турклубе | Расписание слетов | Куда можно поехать | Описания походов
Crazy travels | Фотографии | Статьи | Ссылки по темам | Как нас найти

Сайт создан в системе uCoz